Haulmont — российская компания с офисами разработки в Самаре, Тольятти, Саратове и представительствами в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Алмате. Широкая география присутствия в целом характерна для IT-компаний, поэтому потенциальным сотрудникам приходится выбирать не только работодателя, но и город, в котором они хотят жить и работать. Этот выбор влияет на качество жизни специалиста не меньше, чем выбор вакансии — например, стоимость аренды жилья в новом городе может фактически срезать зарплату, которая номинально выросла.
Часто IT-специалисты из крупных городов России связывают развитие своей карьеры с переездом в Москву, полагая, что без этого добиться успеха в отрасли не выйдет. Чтобы выяснить, насколько справедливо такое мнение, мы попросили рассказать о своем опыте работы в Москве и Самаре двух представителей топ-менеджмента Haulmont, которые много лет проработали в столице: заместителя генерального директора ТЕЗИС Сергея Климова и руководителя отдела разработки Sherlock Алексея Пушкина.
Самара после Москвы — Волга, девушка, Haulmont
Сергей Климов
Все началось с того, что меня отправили в командировку в Самару, которая в общей сложности продлилась год. Где-то раз в неделю или две я возвращался в Москву на несколько дней, а основную часть времени проводил в Самаре. Сюда мы приехали командой консультантов в сорок человек, внедряли SAP для местного заказчика.
Мы работали в здании недалеко от Маяковского спуска, начинали в десять-одиннадцать утра и заканчивали в восемь-девять вечера. И вечером сразу после работы шли на Волгу — либо купаться, либо «На Дно», либо гулять по набережной — в целом, отдохнуть мы умели.
И вот как-то так я встретил тут замечательную девушку, которая впоследствии стала моей женой. Был вариант уехать в Москву с ней, но я считаю, что Самара гораздо больше подходит для семейной жизни, чем столица
Алексей Пушкин
Я родом из Ярославля, жил и работал в Москве 12 лет, с 2000 по 2012 год. В столице познакомился с женой — она как раз из Самары, мы поженились еще в Москве.
Когда у нас родился второй ребенок, стало понятно, что в Москве жить и воспитывать двоих детей труднее — и мы решили переехать в Самару. У меня были опасения, что тут особенно нет работы, но перед тем как уволиться, я накопил довольно много — я точно мог год не работать.
Поэтому здесь первые десять месяцев я просто помогал жене с детьми, не работая.
Потом отправился искать работу — походил по нескольким компаниям в Самаре, везде получил офферы. Где-то мне не понравилась бизнес-модель, где-то по деньгам не сошлись, а в Haulmont мне понравился подход к работе и руководство, меня собеседовали лично руководители — Александр Зоткин и Максим Тихонов.
Скорость карьеры и уровень кадров
Сергей Климов
В Haulmont я пришел на позицию руководителя проектов, тогда это был для меня шаг назад, но я не жалею — тут для меня открылись горизонты как для собственного профессионального развития, так и применения опыта и навыков для развития компании.
Вообще, я считаю, что работа в Самаре может дать IT-специалисту более быстрый карьерный рост по сравнению с Москвой. Тут есть вузы, которые готовят хорошие кадры и компании высокого уровня. Да, в Москве больше работодателей, но и конкуренция гораздо жестче.
Алексей Пушкин
Я не ожидал, что тут такой высокий уровень кадров. Все обычно сидят в столице и думают, что приличные специалисты только там и есть, но это оказалось вообще не так. На самом деле, я вообще не вижу разницы в уровне здесь и там. В этом плане в Самаре все хорошо.
Темп жизни и расходы
Сергей Климов
Здесь очень спокойный ритм. Все если не в шаговой доступности, то довольно близко: летом набережная и пляж, прогулки по центру, зимой горнолыжная трасса. При этом город довольно большой и в нем, по сути, есть все — сервисы, заведения и развлечения всех форматов. Тут неплохо с инфраструктурой, отдельный плюс — есть Волга. За последние годы в городе многое изменилось, особенно много сделали к ЧМ-2018.
Я считаю, в Самаре гораздо удобнее растить детей. Больше времени остается, собственно, для жизни — в Москве ты работаешь 24 на 7, встаешь в шесть утра и возвращаешься домой в десять, чтобы года через четыре, если повезет, сделать какие-то шаги по карьерной лестнице.
Алексей Пушкин
Мне вообще нравится переезжать, Самара — это третий город, в котором я живу. Считаю, что свои плюсы есть в каждом городе, но за них надо чем-то платить. Понятно, что когда ты живешь в Москве — ты живешь практически в столице мира. Но за это платишь: приходится жить в довольно быстром ритме, с постоянной нагрузкой, в очень дорогом городе.
Всякие мелочи накапливаются. Например, в Москве ты арендуешь квартиру в трех станциях метро от центра. Значит, будь готов отдать за аренду существенную часть зарплаты. Если хочешь, чтобы что-то осталось от зарплаты, придется тратить больше полутора-двух часов, чтобы добраться до работы. В Самаре все совсем по-другому.
Истории Сергея Климова и Алексея Пушкина объединяют два общих мотива: карьера, которую оба специалиста сделали в компании (каждый из них сейчас входит в руководство своего бизнес-юнита), и забота о близких.
Haulmont — пример того, что сильная команда IT-специалистов может работать с клиентами со всего мира, и при этом не быть привязанной к столице с ее повышенной социальной нагрузкой. Мы выступаем за сочетание возможностей и качества жизни сотрудников: чтобы руководить крупным проектом, повышать свой профессиональный уровень (да и просто много зарабатывать) больше не обязательно переезжать в Москву. По крайней мере, если вы работаете в Haulmont.